Сергей ШУВАЙНИКОВ
Выступление на сессии Верховного Совета АРК
19 февраля 2014 года
Сегодня Русский народ Крыма, которому на Украине отказывают в его законном имени и чаще называют русскоязычным населением или россиянами, отмечает черную дату советской и русской истории – 60-летие передачи Крыма из состава РСФСР в состав УССР. Не буду сейчас вспоминать все правовые аспекты этого исторического события, но русские люди хорошо знают, что в 1954 году их просто подарили вместе с территорией проживания братской на тот момент союзной республике Украина, а в 1991 году забыли вернуть в состав нового Российского государства, оставив за границей своей исторической Родины.
Как только русские политики Крыма начинают говорить об этом болезненном вопросе, сразу же из официального Киева начинают наклеивать ярлыки «сепаратистов» и «русских шовинистов», упрекают в том, что мы, дескать, не являемся «патриотами Украины» и постоянно угрожают уголовными санкциями..
Если официальные власти Украины все 22 года независимости так переживают за статус Крыма, то возникает вопрос: а что они сделали для того, чтобы вести себя по отношению к Крыму как к полноценному многонациональному региону страны? Почему все эти годы права Крымской автономии на культурно-национальное и региональное самоуправление игнорировались и дискриминировались центральной властью? Почему, даже утвердив собственную Конституцию, Крым зачастую имеет прав меньше чем обычные области Украины? Почему украинская власть многие годы действовала по принципу «все, что плохо для Крыма и крымчан, то хорошо для Украины в целом». Неужели пример Грузии по отношению к Южной Осетии и Абхазии не является для Украины поучительным? Неужели нельзя набраться здравого смысла и не разыгрывать «крымскую карту» в ущерб Русскому народу Крыма, украино-российским отношениям, да и в ущерб самой Украине?
Ответы на эти вопросы искать самостоятельно достаточно сложно, поэтому здесь не обойтись без межрегионального сотрудничества южных и восточных областей Украины, которые сегодня тоже думают о своем будущем и о расширении своих региональных прав. Это представляется особенно важно сегодня, в период острого политического кризиса, который охватил центральные и западные области Украины. Поиски выхода из кризиса, защита региональных интересов, конституционная реформа, все это не может не затрагивать Автономную Республику Крым. Мы не можем оставаться в стороне от конституционной реформы и вправе требовать полноправного участия в этих процессах.
Будущий раздел Конституции Украины «Автономная Республика Крым» должен быть наполнен реальным правовым содержанием. Безо всякого сомнения крымская автономия должна получить право законодательной инициативы в украинском парламенте, хотя бы в той части, которая касается полномочий Крыма. Нормы украинских законов должны согласовываться с крымской Конституцией, чтобы злополучная поправка депутата Зайца не перечеркивала Основной закон нашей автономии. В Конституции Украины и крымской Конституции должны быть четко закреплены принципы децентрализации бюджетной системы и прописаны правовые отношения и полномочия между государственной властью и местным самоуправлением в сфере справедливого распределения финансов..
Поскольку Крымская автономия является многонациональным регионом, то в Конституции должны быть закреплены права основных национальных групп и этносов.
Представители украинской нации имеют в автономии защиту своих прав, записанных в Конституции и в большинстве действующих законов Украины. Представители крымских татар добиваются защиты своих прав в отдельном законе Украины и просят международное сообщество признать их «коренным народом», чтобы получить от государства определенные квоты и привилегии. Думаю, что о правах и интересах этих национальных групп скажут их представители – крымские депутаты.
Я хочу сказать о правах и интересах Русского народа Крыма. Зачастую их обозначают одним требованием – признать русский язык государственным или региональным. Если мы подойдем к созданию Комиссии по реформированию Конституции АРК, очень бы хотел, чтобы в нее вошли представители русских национальных организаций.
Позвольте обозначить основные права, которых добивается Русский народ Крыма, и которые необходимо закрепить в Конституции автономии:
1. Граждане, идентифицирующие свою национальную принадлежность как «русские», должны получить правовой статус Русского народа и Русской Нации. Им должно быть предоставлено право добровольной записи своей национальности в гражданский паспорт, свидетельство о рождении ребенка и другие документы, удостоверяющие личность.
2. Необходимо признать и закрепить право граждан русской национальности на родной русский язык в качестве официального и языка межнационального общения, а также его использование наравне с украинским языком во всех сферах государственной и общественной жизни Автономной Республики Крым.
3. Должно быть признано право граждан русской национальности на написание имен и фамилий в официальных документах, как это принято и звучит на их родном русском языке.
4. Русскому народу Крыма должна быть гарантирована возможность беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою национально-этническую, языковую, культурную и религиозную самобытность.
5. Должно быть признано право граждан русской национальности, проживающих на территории Автономной Республики Крым, иметь представительный орган этнического самоуправления – Русскую Думу Крыма, пусть даже в форме объединения граждан, для защиты правовым путем национально-культурных прав и этнических интересов Русского народа Крыма;
6. В Конституции автономии должны быть запрещены все проявления русофобии, расизма, национальной нетерпимости и ксенофобии, вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.
Обеспечение этих прав основано на Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской Хартии о региональных языках и языках меньшинств, которые являются частью украинского законодательства и где закреплены основополагающие права каждого русского человека – гражданина Украины.
Пресс-служба Конгресса русских общин Крыма